Приняты Единые правила в области защиты прав потребителей
Новости

Приняты Единые правила в области защиты прав потребителей

6 декабря 2024 года был принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О единых правилах в области защиты прав потребителей» (далее – Единые правила).

Граждане России и Белоруссии как потребители получили равную защиту своих прав и возможность на одинаковых условиях обращаться в организации, уполномоченные органы и суды на территории обоих государств.

Что важно знать о Единых правилах

Учтите, что национальное законодательство в области защиты прав потребителей применяется, когда не противоречит Единым правилам

В России основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения между потребителями и продавцами, исполнителями, изготовителями, импортерами, владельцами агрегаторов, является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП).

Однако ЗоЗПП не применяется, если международным договором установлены иные правила о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 2 ЗоЗПП).

Таким образом, Единые правила имеют большую силу, чем ЗоЗПП. Положения ЗоЗПП работают в части, не противоречащей Единым правилам.

Ищите конкретику в Единых правилах

Единые правила хорошо детализированы и адаптированы к современным реалиям.

Например, ЗоЗПП гласит, что существенный недостаток товара (работы, услуги) – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Эта формулировка ЗоЗПП довольно размытая, что не всегда на руку потребителю. Единые правила дают более конкретное определение.

Так, существенный недостаток продукции – это неустранимый недостаток либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости продукции, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих предельные сроки, установленные Едиными правилами для безвозмездного устранения недостатков по требованию потребителя), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки.

Обратите внимание на новые для россиян положения

Статья 43 Единых правил. Если цифровой продукт предполагает периодическое списание абонентской платы, продавец (агрегатор) обязан не менее чем за 3 дня до очередного списания уведомить об этом потребителя. Уведомление должно содержать информацию о том, как отказаться от цифрового продукта и остановить списание абонентской платы.

ЗоЗПП таких требований не содержит.

Статья 26 Единых правил. В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю должны вернуть уплаченную за товар денежную сумму в размере кредита, погашенного ко дню возврата товара. Также ему возмещается плата за предоставление кредита.

Предполагаю, что благодаря этому правилу будет меньше судебных споров о возмещении расходов, понесенных потребителями при покупке товаров в кредит.

Статья 21 Единых правил. Стороны вправе определить в соглашении срок устранения недостатков, который не может превышать 14 дней.

Согласно статье 20 ЗоЗПП такой срок не может превышать 45 дней.

Нельзя не отметить и включение в ЕП нового для потребительского законодательства обеих стран понятия «цифровой продукт», которому дано такое определение: «объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нем в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)».

Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава ЕП. Ее нормы не только уточняют применение к таким объектам общих норм потребительского права, относящихся к продаже товаров, но и устанавливают новые права их потребителей. Например, право признания двухлетнего периода со дня приобретения цифрового продукта его гарантийным сроком, даже если продавец не исполнил требование ЕП об установлении именно такого гарантийного срока (по отношению к другим товарам установление гарантийного срока не обязательно ни для их изготовителей, ни для продавцов).

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть